СДВГ-шпаргалки для учителя. Часть 8. Фактор 3: Двигательные поручения.

ПОЧЕМУ ребенку с СДВГ нужно двигаться на уроке?

— во время движений его мозг лучше думает (доказано исследованиями!)
— ребенок тратит очень много психических сил на сдерживание своих импульсов и устает
— двигательная активность позволяет сбросить лишнее эмоциональное напряжение

КАКАЯ двигательная активность возможна на уроке?
Выберите то, что не раздражает вас!

— ручная: мять в руках игрушку-антистресс, рисовать в блокноте, мять и скатывать в шарики бумагу, рвать салфетки, наматывать волосы на палец, перебирать что-то в руках, постукивать пальцами, сцеплять и расцеплять пальцы, массировать одну ладошку другой, «играть пальцами», щелкать , трогать предметы на столе, сам стол, свою одежду, чесаться, ковырять дырку, ковырять себя, обдирать кутикулу, изображать игру на музыкальном инструменте, листать учебник, поправлять прическу, и др.

— речевая: когда ребенок говорит, это тоже двигательная активность. Если для того, чтобы сказать, он встает, то вообще замечательно! Чем чаще он говорит вам (учителю), тем меньше – соседу. Речевая гиперактивность – один из симптомов СДВГ!

— ножная: есть специальные игрушки, на которые можно надавливать ступней, коленями, или растягивать ногами (резинка), еще вариант – сидеть на фитболе, на специальном балансировочном стуле. Конечно, другие дети будут завидовать. Поэтому можно завести еще один фитбол как переходящее почетное место для остальных. А ребенку с СДВГ разрешать использовать свой фитбол, когда он никуда не укатывается и не подпрыгивает до потолка. Еще варианты активности — поджимать пальцы ног и шевелить ими, постукивать по полу, подпрыгивать ногой, скрещивать и расцеплять ноги.

— голова, шея – когда ребенок «вертится», он тоже совершает движения, их можно санкционировать и, например, предложить всем детям поделать наклоны головы и вытягивание макушки к потолку – это активизирует мозговую деятельность у всего класса!

— мимическая – если ребенок зевает, зажмуривается, гримасничает, тянет себя за уши – это может тоже хорошо активизировать его мозг, вопрос – как при этом не нарушить учебный процесс. Это тем легче сделать, чем ближе к вам сидит ребенок (см. Фактор 2 – ручная доступность).

— оральная (не в смысле – поорать, хотя поорать – тоже хорошо помогает сбросить напряжение, мы это знаем по себе!): грызть карандаш, части одежды, что-то жевать, обкусывать ногти, заусеницы, облизывать что-то, обсасывать прядь волос, и др. – не все приемлемо, но все это мы с вами наблюдаем у детей.

— самомассаж головы, лица, ушей, шеи, плеч, рук, кистей, гимнастика для отдыха («наши пальчики устали» — классика!). Можно и друг другу уши помассировать или потянуть, если все согласны.

— общая активность: встать и выполнить поручение учителя, раздать тетради, вытереть доску, подвинуть стол, принести стул, заменить стул на фитбол и обратно, помочь оформить доску, сбегать куда-то (в том числе в туалет, лишний раз, и умыться тоже здорово), гимнастика стоя, приседания, прыжки, потянуться, и др.

Ну и, очевидное и так часто сейчас нарушаемое:
— на переменах дети НЕ должны находиться в классе! Им НЕОБХОДИМО активно двигаться на перемене! Это относится не только к детям с СДВГ!

ВАЖНО:

Конечно, не все описанные виды активности нужно всегда поощрять и сочетать. Для каждого конкретного ребенка что-то подходит лучше, а что-то не подходит совсем – например, перевозбуждает его или слишком отвлекает его или других. Это вопрос проб и наблюдений.

Лучший вариант – предлагать ребенку активность ДО того, как она будет ему категорически необходима (когда уже устал).

Какие-то проявления двигательной активности у гиперактивных детей есть всегда, в каждый момент времени. Но если мы вовремя замечаем признаки УСИЛЕНИЯ такой активности, у нас появляется возможность отнестись к ним спокойно и с пониманием, а при необходимости -предложить ребенку более приемлемый вариант подвигаться и «перезапустить» уставший мозг!

Можно планировать общие физкультминутки на уроке с учетом средних периодов колебания внимания у детей с СДВГ: 15-18 мин. активизации мозга/далее период восстановления.
В этом случае высока вероятность, что все дети в классе будут чувствовать себя лучше!

ТОП-10 ПОРУЧЕНИЙ на уроке или на перемене:

— протереть доску
— намочить тряпку (если меловая доска), сходить за мелом
— попросить помочь что-то донести
— раздать тетради, учебные пособия детям, собрать их
— попросить помощи в оформлении доски
— полить цветы в классе
— попросить что-то принести, подвинуть, переложить, сложить, собрать, выкинуть
— подровнять нетяжелую мебель
— попросить передать информацию или предмет кому-то в помещении неподалеку
— провести разминку для класса (самому ребенку!)

Скорее всего, вы придумаете свои эффективные способы направить энергию ребенка в мирное русло!

Автор: Жилина Элина.

Продолжение следует.
«СДВГ-шпаргалки»: предыдущие части

Добавить комментарий