АзБука СДВГ. Дети

Азбука СДВГ. Часть 1. Дети.

Автор — Жилина Э.В., май 2020.
Опубликовано в ВК- сообществе СДВГ-шки СПб  и в телеграм-канале «СДВГ-шки СПб»

*При копировании частей «Азбуки» — ссылка на сайт и указание авторства обязательны.


Азбука СДВГ — основные и неочевидные особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / гипоактивностью.


А — Активность 

Синдром Дефицита Внимания бывает с Гиперактивностью и с Гипоактивностью. Чаще встречается гиперактивность. Такой ребенок очень подвижный, много говорит, не может усидеть на месте, включается в любой разговор, его невозможно не заметить. Типичный сдвг-шка. В отличие от «гиперов», гипоактивный мальчик, а чаще девочка — ребята тихие, задумчивые, медлительные, не успевают за обычным темпом других детей. Не привлекают к себе внимания. Часто в учёбе и работе остаются без помощи, хотя нуждаются в поддержке взрослых не меньше.


Б — Боль

У многих сдвг-шек болевая чувствительность снижена. Они могут удариться до синяка или порезаться, даже не заметив. Они могут перегреться или замёрзнуть, не ощущая дискомфорта. Обнимая, могут сжать другого слишком сильно, не желая причинить боль. Им трудно рассчитать свою силу в играх с детьми, от этого часто возникают конфликты.

Иллюстрация: julia_schigal


В — Воля

Воли ребенка с СДВГ обычно хватает ненадолго. Ему трудно заставить себя делать что-то не интересное. Он отвлекается. Забывает то, что делал или собирался делать. Легко отчаивается, если не получается сразу. Для того, чтобы продолжать, ему нужна постоянная поддержка взрослого. При этом, сдвг-шки могут проявлять поразительное упорство, настаивая на своём.


Г — Границы

Дети с СДВГ часто не замечают, когда нарушают чужое пространство. Физическое или психологическое. Они перебивают, говорят невпопад, уходят не дослушав. Задевают, подходят слишком близко, дотрагиваются. Могут обнять малознакомого, который понравился, вступить с ним в разговор. Берут чужое без спроса. Называют взрослого на «ты». Они плохо чувствуют и свои границы. Уважительное отношение близких к ребенку помогает ему устанавливать границы, физические наказания и психологическое насилие снижают чувствительность.

Иллюстрация: сообщество ВК «Живая природа»


Д — Дефицит внимания

Главная проблема сдвг-шек, которая проявляется буквально во всем, — им трудно управлять своим вниманием. Они отвлекаются, переключаются с одного на другое. Забывают, что делали или о чем думали. Пропускают обращенные к ним слова. Не доводят начатое до конца. До вечера делают то, что другие давно закончили. Надолго сосредоточиться и не отвлекаться — невозможная для них задача. Исключение — увлекательная, любимая деятельность. В ней сдвг-ка может «сидеть» часами. Тут работает непроизвольное внимание.


Е — Еда

СДВГ-шки часто избирательны в еде. Набор продуктов, от которых ребенок отказывается или которые любит, может меняться со временем. Но если он чего-то не хочет есть, настаивать бесполезно. Еще одна особенность — ребенок может не замечать своего голода или жажды, но при этом становится раздражительным, конфликтным, беспокойным, склонным к истерике.


Ж — Жара

Перегрев тела и недостаток свежего воздуха сильно сказываются на состоянии детей. Внимание рассеивается, мысли путаются, нарастает утомление, раздражительность.
Многие сдвг-шки метеозависимы — реагируют на изменения погоды, давления, солнечной активности.

Иллюстрация: сообщество ВК «Живая природа»


З — Зацикливание

Дети с СДВГ склонны к навязчивым повторениям мыслей, действий, переживаний. Они часто «зацикливаются» на своей идее, эмоции, желании, увлечении. Многократное повторение «бессмысленных» действий может быть им необходимо. Ритуалы помогают ребенку упорядочить внутренний хаос, успокаивают.


И — Импульсивность

Сначала сделал, потом подумал. Или не подумал вовсе. Так действует импульсивность. Промежуточный этап между желанием и действием у сдвг-шки как бы отсутствует. Ребенок вскакивает и бежит. Выкрикивает, не дослушав. Бьёт, не разобравшись. Хохочет, не сдержавшись. Соглашается, не подумав. Обещает, не оценив реалистичность. Откладывать желаемое на потом ему трудно. Он — само желание. Действие. Порыв.


К — Колебания внимания

Колебания внимания
Внимание ребенка с СДВГ постоянно колеблется от сосредоточенного до отсутствующего. Он то воспринимает информацию, то «отключается». Эти колебания слабо поддаются самоконтролю. Призыв «собраться» может на некоторое время помочь, но длительное удержание внимания усилием воли для ребенка невозможно. Неподвижность еще больше ухудшает ситуацию. Двигаться во время умственной работы для сдвг-шки естественно, это стимулирует его мозг.


Л — Лекарства

СДВГ вылечить нельзя. Лекарственная терапия помогает снижать проявления синдрома: невнимательность, повышенную эмоциональность, двигательное беспокойство и другие. После отмены таблеток симптомы возвращаются. Но ребенок за это время может ощутить бОльшую успешность в общении и в учёбе. Может без потерь преодолеть очередной кризис или период адаптации.


М — Маленький

Психологический возраст многих сдвг-шек примерно на треть меньше паспортного. Такой ребенок не по возрасту импульсивный, эмоциональный, непосредственный, «наивный», требовательный. Ему трудно учитывать интересы других людей, притормаживать свои желания, ждать, соблюдать правила. Детям с СДВГ бывает легче дружить с более младшими или со взрослыми.
При этом физически и интеллектуально сдвг-шки могут опережать сверстников.


Н — Неврология https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2713
О — Общение https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2728
П — Планирование https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2743
Р — Речь https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2764
С — Синдром https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2772
Т — Торможение https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2784
У — Утомляемость https://vk.com/sdvg_spb?w=wall-30768887_2848
Ф — Фантазии https://vk.com/wall-30768887_2890
Х — Хитрость https://vk.com/wall-30768887_2913
Ц — Цель https://vk.com/wall-30768887_2930
Ч — Чувствительность https://vk.com/wall-30768887_2944
Ш — Школа https://vk.com/wall-30768887_2952
Э — Эмоции https://vk.com/wall-30768887_2957
Ю — Юмор https://vk.com/wall-30768887_2976
Я — Я-образ https://vk.com/wall-30768887_2991