Решила потихоньку писать «Шпаргалки для учителя» по СДВГ.
Буду выкладывать по кусочкам. (Жилина Э., декабрь 2023)
СДВГ-шпаргалки для УЧИТЕЛЯ
• что-то из этого может пригодиться Вам в работе, если в Вашем классе есть дети с СДВГ
• какие-то рекомендации окажутся неподходящими для конкретного ребенка
• некоторые рекомендации невозможно реализовать в условиях Вашей конкретной школы
• все рекомендации вряд ли получится применить, потому что у Вас одновременно много задач и много детей
• последовательное выполнение любой из этих рекомендаций обязательно даст свои плоды
Часть 1. КАК УЗНАТЬ ТАКИХ ДЕТЕЙ.
С высокой вероятностью:
• если в Вашем классе от 30 до 40 (ужас и безобразие!) детей, то среди них от 2 до 5 СДВГ-шек. В основном, это мальчики.
• а еще у нескольких есть СДВ (синдром дефицита внимания) без гиперактивности. Чаще это девочки.
Эти дети отличаются от других тем, что чаще других:
• они «витают в облаках», они Вас «не слышат», они «если бы постарались, то смогли бы», но, к сожалению, они «то и дело отвлекаются».
Это проявления главного симптома СДВГ – ДЕФИЦИТА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ. Так работает их мозг. Внимание то есть (редко и ненадолго), то его нет (чаще и дольше). Главная проблема — такому ребенку очень трудно управлять своим вниманием. Очень.
• на уроке они «не могут усидеть на месте», постоянно что-то роняют, куда-то лезут, грызут карандаши и ручки, раскачиваются на стуле, иногда падают, оборачиваются, вертятся, подпрыгивают, стучат ногой, ложатся на парту, теребят что-то в руках, пытаются разговаривать со всеми в самое неподходящее время.
Это проявления второго симптома СДВГ – ГИПЕРАКТИВНОСТИ (двигательной и речевой). Исследованиями доказано, что двигательная активность помогает СДВГ-шкам думать, активизирует мозговую деятельность. А вынужденная неподвижность ее ухудшает. Двигаясь, ребенок с СДВГ лучше соображает! На сдерживание двигательной активности ребенок с СДВГ может тратить все психические силы, которые у него есть на данный момент. Он устает от этого. Очень.
• они очень эмоциональные, им трудно сдерживать свои переживания, а форма выражения эмоций часто не соответствует возрасту. Они могут громко засмеяться на уроке, гневно выкрикнуть что-то, обозвать, расплакаться «от какой-то мелочи», «устроить истерику на пустом месте», могут внезапно сильно разозлиться и попытаться физически защитить себя или отомстить обидчику (иногда по ошибке).
Это проявления третьего симптома СДВГ – ИМПУЛЬСИВНОСТИ.
При СДВГ страдает функция самоконтроля – эмоций и поведения. По уровню самоконтроля и проявления эмоций ребенок с СДВГ в среднем отстает от своей возрастной нормы на треть своего возраста: 12-летний СДВГ-шка ведет себя примерно на 8 лет, 8-летний – на 5-6 лет. Чем сильнее эмоциональное переживание, тем труднее ребенку сдерживать свой первоначальный импульс. Ему трудно дается самообладание. Очень.
Важно:
• дети с дефицитом внимания без гиперактивности могут быть незаметными и тихими. Им соответствует первый пункт из трех. Допускают ошибки по невнимательности, делают «глупые ошибки», им может не хватать времени на выполнение заданий, они могут производить впечатление «тугодумов». Многие девочки и мальчики с СДВ без гиперактивности узнают свой диагноз только во взрослом возрасте. Они нуждались в помощи, но это было незаметно. Особенно на фоне более активных детей.
ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ? КТО ВИНОВАТ?
• СДВГ появляется из-за неврологических нарушений, это особенности работы мозга. Причины – генетическая предрасположенность, незначительные патологии беременности, родовые травмы, некоторые заболевания раннего возраста.
• СДВГ невозможно приобрести вследствие неправильного воспитания. Значимые взрослые (близкие, учителя) могут помогать ребенку жить и справляться с его СДВГ, а могут способствовать появлению и закреплению вторичных поведенческих и эмоциональных нарушений.
• никто не виноват. Кто виноват в нашем цвете глаз или длине стопы? Ребенок таким родился. Он с радостью отказался бы от своего СДВГ. Если бы мог. И мы бы с Вами отказались. С радостью.
Часть 2. ЗАЧЕМ МНЕ (учителю) ЭТО НАДО?
Если Вы научитесь лучше «управлять» ребенком с СДВГ в Вашем классе, то:
• Вы сбережете много времени и нервов себе, ему, его родителям, одноклассникам
(он будет меньше отвлекать Вас и детей от учебного процесса)
• возможно, это убережет его и других детей от травм и буллинга в Вашем классе
(ему не придется физически отстаивать себя, а дети не начнут его преследовать)
• дети Вашего класса получат опыт понимания и принятия различий между людьми
(и сами будут учиться помогать тому, кто отличается от других, вместо насмешек)
• грамотный внешний контроль (с Вашей стороны) поможет ребенку в развитии самоконтроля и других навыков, необходимых для успешной учебы и общения
• Вам не придется часто переживать бессилие и злость в адрес «трудного ребенка»
(но, возможно, в Ваш класс начнут проситься родители СДВГ-детей)
• у Вас появится еще один классный (в обоих смыслах) помощник, любящий и преданный
• возможно, во многом благодаря Вам у этого ребенка все сложится хорошо в жизни
Часть 3. ПОЧЕМУ ОН (ребёнок с СДВГ) В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ?
• детям с СДВГ показана обычная общеобразовательная школа
• специальных школ, классов, программ обучения для детей с СДВГ – нет
• уровень интеллекта при СДВГ может быть любым: от выраженной умственной отсталости до высокой интеллектуальной одаренности
• для направления в коррекционную школу (речевую, ЗПР, и др.) у ребенка с СДВГ должны быть сопутствующие диагнозы, по профилю коррекционной школы
• выделение тьютора, сопровождающего ребенка с СДВГ в школе, – пока редкость
• диагноз СДВГ не входит в перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение
• вариант надомного обучения для ребенка с СДВГ возможен, если СДВГ сочетается с другими заболеваниями или (в некоторых случаях) когда выраженность поведенческих и учебных проблем ребенка крайне высока
• родители имеют право выбрать вариант СО – семейного обучения
• в большинстве случаев у родителей СДВГ-ребенка нет возможности организовать обучение ребенка на СО, в силу финансовых сложностей и личностных/психических особенностей СДВГ-ребенка (трудности самоорганизации, конфликтность, высокая утомляемость, плохое самочувствие в отсутствии четкой внешней структуры, и др.)
• большинство детей с СДВГ имеют выраженные трудности в освоении социальных навыков общения, обучение на дому может дополнительно замедлить этот процесс
• ребенку с СДВГ важно и полезно общаться с разными детьми, а программа обучения должна соответствовать его интеллектуальным возможностям
Важно:
В других странах (США, Израиль, др.) для учащихся с СДВГ предусмотрена организация специальной помогающей среды, облегчающей ему осваивать учебный материал в условиях обычного обучения. Взрослые с СДВГ также по закону имеют право на адаптацию рабочего места и корректировку требований к работнику, имеющему СДВГ. Это подтверждает, что проблема не надумана.
В российских условиях на законодательном уровне дети с СДВГ пока не защищены. К сожалению, основное бремя помощи таким детям ложится на родителей и учителей.
Практика показывает, что в большинстве случаев ребенок с СДВГ может успешно адаптироваться к условиям общеобразовательной школы – ЕСЛИ ЕГО УЧИТЕЛЬ НА ЕГО СТОРОНЕ.
(продолжение следует)
Часть 4. КТО ВЫРАСТАЕТ из СДВГ-детей?
НАМ ИЗВЕСТНО, что:
• СДВГ может затруднять ребенку учебу и общение
• пик выраженности СДВГ обычно приходится на начальные классы
• симптомы СДВГ обостряются в стрессе и во время адаптации — в любом возрасте
• к подростковому возрасту гиперактивность обычно снижается
• дефицит внимания может сохраняться и у взрослых
• люди с СДВГ больше подвержены разным рискам
• СДВГ может сочетаться с одаренностью в любой области
• СДВГ может мешать взрослому реализовать свой потенциал
• СДВГ НЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ успешность или неуспешность взрослой жизни человека
ЗНАМЕНИТЫЕ люди с СДВГ:
Актеры: Джим Керри, Уилл Смит, Эмма Уотсон (Гермиона), Дженнифер Лопес, Ченнинг Татум, Том Круз, Райан Гослинг, Зоуи Дешанель, Вуди Харрельсон, Марк Руффало (Халк), и др.
Олимпийские чемпионы: Майкл Фелпс (плавание), Симона Бейлз (гимнастика), Джастин Гэтлин (спринт), и др.
Музыканты: Джон Леннон, Джастин Тимберлейк, Уильям Адамс (рэпер will_i_am), Лойл Карнер, Адам Левин, и др.
Бизнесмены: Ингвар Кампрада (основатель Икеа), Ричард Брэнсон (основатель Virgin Group), и др.
Предполагают, что СДВГ был у таких гениев, как: Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Александр Белл, Вольфганг Амадей Моцарт, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Бенджамин Франклин, Уинстон Черчилль, Джон Ф. Кеннеди, Эрнст Хемингуэй, Агата Кристи., Генри Форд, Уолт Дисней.
ВАЖНО:
Из СДВГ-ребенка может вырасти КТО УГОДНО!
Многое зависит от ресурсов ребенка и ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ!
(продолжение следует)
Часть 5. 5-факторная модель помощи СДВГ-ученику.
1. Симпатия.
2. Ручная доступность.
3. Двигательные поручения.
4. Контроль внимания.
5. Успешность.
КОРОТКО ОСНОВНОЕ:
1. Симпатия.
— дети с СДВГ чутко реагируют на истинное отношение к ним значимого взрослого, их не проведешь
— они не слушаются тех, кто к ним плохо относится
— исключение составляют взрослые, которых они боятся, — но страх мешает думать и убивает интерес
— если/пока мы боимся ребенка, испытываем отчаяние и бессилие, если он нам неприятен, — выполнение остальных рекомендаций даст минимальный эффект
— есть способы изменить собственное негативное отношение к любому ребенку! (см.Часть 6).
2. Ручная доступность.
— для эффективного “управления” ребенком с СДВГ он должен находиться у вас под рукой — в прямом смысле этого слова
— лучшее место для ученика с СДВГ — ближайшая к вам (учителю) парта, стул с вашей стороны
— многие конфликтные ситуации можно предотвратить, вовремя дотронувшись до ребенка (по договоренности)
— подробности см. в Части 7.
3. Двигательные поручения.
— движение помогает СДВГ-ребенку думать, это доказано исследованиями
— гиперактивный ребенок неизбежно будет много двигаться, даже если это запрещено
— задания, включающие двигательную активность, направляют ее “в мирное русло” и меньше отвлекают других детей, чем спонтанная активность СДВГ-ребенка
— примеры поручений и вариантов активности на уроке см. в Части 8.
4. Контроль внимания.
— высокая отвлекаемость при СДВГ — неизбежна, это главный симптом
— ребенок нуждается в дополнительной помощи по удержанию произвольного внимания на уроке
— самое лучшее, чем вы можете помогать, — постоянно возвращать его внимание и не сердиться
— это действительно может раздражать
— приемы, облегчающие этот процесс для учителя, см. в Части 9.
5. Успешность
— дети с СДВГ менее чувствительны к критике и очень отзывчивы на похвалу, поощрение
— навыки самоконтроля, как и любые навыки, можно сформировать положительным подкреплением
— это небыстрый процесс, но он того стоит
— учителю тоже нужно положительное подкрепление для того, чтобы продолжать!
— подробнее про подкрепление и про опору на сильные стороны ребенка (и учителя!) см. в Части 10.
Часть 6. Фактор №1. СИМПАТИЯ.
Многочисленные отзывы родителей детей с СДВГ говорят о том, что поведение ребенка в школе или в детском саду ОЧЕНЬ сильно зависит от отношения к нему учителя (воспитателя). Один и тот же ребенок может быть «неуправляемым» у одного педагога и не доставлять проблем – другому. Чаще всего главный фактор, который отмечают родители – то, что во втором случае учитель (воспитатель) «относился к ребенку доброжелательно».
Нередко бывает, что хорошо справляются с СДВГ-детьми люди, имеющие СДВГ-родственников или замечающие у себя СДВГ-черты («сама в детстве была такой шустрой»). Но это не обязательно.
Также опыт показывает, что если учитель вначале испытал шок и растерянность от нового ученика, то у него все равно остается возможность взять ситуацию под контроль и наладить эффективное взаимодействие!
В этом процессе учитель неизбежно выходит на новый профессиональный уровень, — даже если у него за спиной много лет успешной работы!
ТРУДНОСТИ учителя.
1) Ребенок с СДВГ в силу дефицита исполнительных функций (страдают самоконтроль, планирование, следование инструкции, и др.):
— часто нарушает правила поведения,
— не выполняет общих требований,
— «выпадает» из учебного процесса,
— чрезмерно эмоционально реагирует на разные ситуации.
Это может сбивать с толку, нервировать и выводить из себя неподготовленного учителя. Учитель может решить, что ребенок делает это все намеренно и со злым умыслом.
2) Ребенок отвлекает других детей и учителя от намеченного хода урока. Это может вызывать раздражение и тревогу.
3) Ребенок может принять на себя роль «клоуна» и веселить других на уроке. Это может бесить учителя.
4) Импульсивные эмоциональные реакции ребенка могут пугать учителя, он может опасаться за здоровье других детей или самого ребенка с СДВГ.
5) Привычные педагогические приемы могут не срабатывать с этим ребенком, учитель чувствует, что теряет контроль над ребенком и над процессом. Он может испытывать страх и бессилие, и как следствие – злость на ребенка.
6) Учителю могут жаловаться на ребенка другие дети, их родители, учителя, сотрудники школы. Учитель может злиться за это на ребенка.
Всё это может приводить к тому, что учителю бывает очень ТРУДНО ХОРОШО относиться к ребенку с СДВГ. Даже если он вполне симпатичный, умный и добрый ребенок.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Рекомендации по улучшению взаимоотношений с СДВГ-учеником. (Главное – ваше желание!)
1. Проанализируйте проблемное поведение ребенка.
Возможно, среди причин его «плохого поведения» вы обнаружите:
— симптомы СДВГ: импульсивность, эмоциональность, дефицит произвольного внимания, отставание психологического возраста от паспортного, плохую переносимость фрустрации, трудности в произвольном переключении с одной деятельности на другую, высокую отвлекаемость, высокую эмоциональную ранимость, быстрое психическое истощение, трудности в понимании и соблюдении границ, и др.;
— негативное отношение к ребенку других детей. Насколько он принят в коллективе? Часто роль «шута» или агрессора — вынужденная, это попытка хоть как-то встроиться в коллектив, повысить свой статус;
— соотношение поощрений и критических замечаний в адрес ребенка — сильно перевешивает в сторону порицания;
— актуальное самочувствие ребенка далеко от оптимального (психическая/физическая усталость, необходимость долго сохранять неподвижность, недостаток кислорода, голод, жажда, недосып, эмоциональное возбуждение, и др.).
2. Какие чувства вызывает у вас этот ребенок? (Лучше записать. Если есть и негативные, и позитивные – это замечательно!)
3. С какими ситуациями в первую очередь связаны ваши негативные чувства к ребенку?
— Испытываете ли вы бессилие в этих ситуациях?
— Есть ли у вас желание научиться лучше «управлять» ребенком (и собой) в таких трудных ситуациях?
— Если оно есть – можно двигаться дальше! Даже если вы не верите, что это получится!
4. Найдите что-нибудь СИМПАТИЧНОЕ для вас в этом ребенке. (Чем больше негатива, тем сложнее и важнее это задание!)
— Какие качества, особенности, черты ребенка для вас хотя бы немного привлекательны?
— В каких ситуациях, состояниях этот ребенок вызывает у вас хотя бы иногда теплые чувства, желание ему помочь, улыбнуться, ласково дотронуться?
5. Какие у ребенка есть сильные, выраженные качества? В какой деятельности они могли бы быть ценными, выигрышными для ребенка или для окружающих?
6. Придумайте, чем этот ребенок мог бы вам ПОМОГАТЬ? (Помимо варианта «не мешать».)
— Какие сильные качества ребенка можно использовать для пользы общего дела?
— Какие поручения вы могли бы ему давать во время уроков или на перемене, в столовой?
ВАЖНО:
Какое (значительное!) вознаграждение вы дадите СЕБЕ, когда заметите первые положительные изменения в поведении вашего ученика?
Они обязательно возникнут благодаря ВАШИМ усилиям!
Продумайте и последующие вознаграждения. Важно поддерживать и СЕБЯ в этом процессе!
Часть 7. Фактор №2. Ручная доступность.
Иллюстрация: кадр из м/ф «На задней парте», 1978.
Частая ошибка или вынужденная мера уставшего учителя — посадить ребенка с СДВГ на заднюю парту. Чтобы не отвлекал других своей активностью и проделками. Чтобы ему труднее было отвлекать учителя и нарушать учебный процесс. Чтобы — с глаз долой. Потому что сил больше нет…
Обычно это приводит к тому, что учитель совсем теряет контроль за учеником. А тот, в свою очередь, полностью выпадает из учебного процесса. Он либо смиряется, занимаясь своими делами, либо изо всех сил старается обратить на себя внимание — чаще всего, уже не учебой.
Чем плоха задняя парта для невнимательного общительного ребенка с трудностями самоконтроля?
— у него перед глазами — весь класс, огромное количество отвлекающих моментов
— учитель и доска — в максимальном отдалении, удерживать на них внимание невозможно
— учитель не видит учебных затруднений и отвлечений ребенка, не помогает ему, — ребенок выпадает из процесса
— рядом только одноклассники, до учителя не докричаться, — ребенок начинает общаться с соседями
— ребенку скучно, он пытается развлечь себя и класс
— ребенок может заняться чем-то опасным, и учитель этого не заметит.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Выход один: держать ребенка буквально “под рукой”. На ближайшей к учителю парте. Так, чтобы была возможность в нужный момент:
* молча дотронуться до его плеча, когда он отвлекся и смотрит в окно
* погладить по голове, поощряя или успокаивая
* показать в его учебнике место, которое он потерял
* отодвинуть с края пенал, который вот-вот упадет и громко рассыплет свое содержимое
* заметить, что ребенок закончил задание раньше, и молча дать ему что-то интересное
* незаметно для других обменяться понятными вам сигналами (например — да, можешь выйти в туалет)
* посмотреть прямо в глаза ребенку и мимикой показать, что вы от него сейчас хотите или как относитесь к происходящему
* пожать ему руку за достижение
* подойти совсем близко и постоять рядом, продолжая урок
* протянуть ребенку материалы для раздачи детям
* позволить ребенку быть первым в помощи вам, если вдруг что-то упадет, или нужно повесить на доску, или стереть/написать, или передвинуть предмет, и т. п.
* и многое другое.
Вы можете представить, как все эти “мелочи” работают на уроке и помогают ребенку контролировать себя, особенно если есть фактор 1 — симпатия?!
Конечно, это тоже затратно для учителя. Но при таком подходе силы вкладываются в «приручение» с последующим улучшением ситуации. А отдаление ребенка чревато постоянной, хронической борьбой с разрушительными последствиями.
Есть еще один важный момент. Контролируемое учителем (и поэтому успешное) сидение ребенка на виду у всего класса повышает его статус в коллективе, его популярность. При условии, что вы проявляете к нему спокойную симпатию и поддержку.
А это значит, ему не нужно будет тратить массу усилий и энергии на то, чтобы эту популярность завоевать (по-хорошему или по-плохому). Значит, ему будет хорошо в классе, и он сможет на уроках заниматься учебой.
Что нам и нужно!
ВАЖНО:
родители имеют право взять у невролога и принести в школу справку с рекомендацией сажать ребенка не далее второй парты. Такие рекомендации при СДВГ законны, и их выполнение в школе обязательно, так же как и для детей с нарушениями зрения. Если вам нужно дополнительное основание для размещения ученика с СДВГ рядом с собой, можно предложить родителям взять у врача такую справку.
Часть 8. Фактор № 3. Двигательные поручения.
ПОЧЕМУ ребенку с СДВГ нужно двигаться на уроке?
— во время движений его мозг лучше думает (доказано исследованиями!)
— ребенок тратит очень много психических сил на сдерживание своих импульсов и устает
— двигательная активность позволяет сбросить лишнее эмоциональное напряжение
КАКАЯ двигательная активность возможна на уроке?
Выберите то, что не раздражает вас!
— ручная: мять в руках игрушку-антистресс, рисовать в блокноте, мять и скатывать в шарики бумагу, рвать салфетки, наматывать волосы на палец, перебирать что-то в руках, постукивать пальцами, сцеплять и расцеплять пальцы, массировать одну ладошку другой, «играть пальцами», щелкать , трогать предметы на столе, сам стол, свою одежду, чесаться, ковырять дырку, ковырять себя, обдирать кутикулу, изображать игру на музыкальном инструменте, листать учебник, поправлять прическу, и др.
— речевая: когда ребенок говорит, это тоже двигательная активность. Если для того, чтобы сказать, он встает, то вообще замечательно! Чем чаще он говорит вам (учителю), тем меньше – соседу. Речевая гиперактивность – один из симптомов СДВГ!
— ножная: есть специальные игрушки, на которые можно надавливать ступней, коленями, или растягивать ногами (резинка), еще вариант – сидеть на фитболе, на специальном балансировочном стуле. Конечно, другие дети будут завидовать. Поэтому можно завести еще один фитбол как переходящее почетное место для остальных. А ребенку с СДВГ разрешать использовать свой фитбол, когда он никуда не укатывается и не подпрыгивает до потолка. Еще варианты активности — поджимать пальцы ног и шевелить ими, постукивать по полу, подпрыгивать ногой, скрещивать и расцеплять ноги.
— голова, шея – когда ребенок «вертится», он тоже совершает движения, их можно санкционировать и, например, предложить всем детям поделать наклоны головы и вытягивание макушки к потолку – это активизирует мозговую деятельность у всего класса!
— мимическая – если ребенок зевает, зажмуривается, гримасничает, тянет себя за уши – это может тоже хорошо активизировать его мозг, вопрос – как при этом не нарушить учебный процесс. Это тем легче сделать, чем ближе к вам сидит ребенок (см. Фактор 2 – ручная доступность).
— оральная (не в смысле – поорать, хотя поорать – тоже хорошо помогает сбросить напряжение, мы это знаем по себе!): грызть карандаш, части одежды, что-то жевать, обкусывать ногти, заусеницы, облизывать что-то, обсасывать прядь волос, и др. – не все приемлемо, но все это мы с вами наблюдаем у детей.
— самомассаж головы, лица, ушей, шеи, плеч, рук, кистей, гимнастика для отдыха («наши пальчики устали» — классика!). Можно и друг другу уши помассировать или потянуть, если все согласны.
— общая активность: встать и выполнить поручение учителя, раздать тетради, вытереть доску, подвинуть стол, принести стул, заменить стул на фитбол и обратно, помочь оформить доску, сбегать куда-то (в том числе в туалет, лишний раз, и умыться тоже здорово), гимнастика стоя, приседания, прыжки, потянуться, и др.
Ну и, очевидное и так часто сейчас нарушаемое:
— на переменах дети НЕ должны находиться в классе! Им НЕОБХОДИМО активно двигаться на перемене! Это относится не только к детям с СДВГ!
ВАЖНО:
Конечно, не все описанные виды активности нужно всегда поощрять и сочетать. Для каждого конкретного ребенка что-то подходит лучше, а что-то не подходит совсем – например, перевозбуждает его или слишком отвлекает его или других. Это вопрос проб и наблюдений.
Лучший вариант – предлагать ребенку активность ДО того, как она будет ему категорически необходима (когда уже устал).
Какие-то проявления двигательной активности у гиперактивных детей есть всегда, в каждый момент времени. Но если мы вовремя замечаем признаки УСИЛЕНИЯ такой активности, у нас появляется возможность отнестись к ним спокойно и с пониманием, а при необходимости -предложить ребенку более приемлемый вариант подвигаться и «перезапустить» уставший мозг!
Можно планировать общие физкультминутки на уроке с учетом средних периодов колебания внимания у детей с СДВГ: 15-18 мин. активизации мозга/далее период восстановления.
В этом случае высока вероятность, что все дети в классе будут чувствовать себя лучше!
ТОП-10 ПОРУЧЕНИЙ на уроке или на перемене:
— протереть доску
— намочить тряпку (если меловая доска), сходить за мелом
— попросить помочь что-то донести
— раздать тетради, учебные пособия детям, собрать их
— попросить помощи в оформлении доски
— полить цветы в классе
— попросить что-то принести, подвинуть, переложить, сложить, собрать, выкинуть
— подровнять нетяжелую мебель
— попросить передать информацию или предмет кому-то в помещении неподалеку
— провести разминку для класса (самому ребенку!)
Скорее всего, вы придумаете свои эффективные способы направить энергию ребенка в мирное русло!
Часть 9. Фактор № 4. Контроль внимания.
ВАЖНО:
• Никто не может быть сосредоточенным все время!
• Колебания внимания – естественный процесс: сосредоточенность-невнимательность-сосредоточенность-невнимательность-…
Во второй фазе происходит необходимое восстановление, отдых. Без второй фазы — невозможна первая!
• У взрослых период сосредоточенности максимально длинный, у детей – короче, у детей с СДВГ – маленький (10-15 мин. в начальной школе). Если дети в стрессе, устали, нездоровы, душно – он еще сокращается.
• Ребенок НЕ МОЖЕТ стать внимательным одним усилием воли или по собственному желанию!
• Учить удерживать внимание – можно и нужно! Это навык, его можно развивать. Но вредно ожидать и тем более требовать от ребенка невозможного!
ЧТО ДЕЛАТЬ учителю?
Давайте сначала определимся, что учителю НЕ нужно делать:
1. Нам НЕ нужно стараться сделать так, чтобы ребенок был сосредоточен в течение всего урока!
Если он не будет отвлекаться, он не сможет быть сосредоточенным! У него не хватит на это психических сил!
2. Нам НЕ нужно сердиться на ребенка и на себя за то, что ребенок часто отвлекается на уроке! Это нормально, никто не виноват.
3. Нам НЕ нужно ругать ребенка за то, что у него дефицит произвольного внимания! (Он сам рад бы не иметь этой особенности своего головного мозга!)
Что нам НУЖНО? К чему стремиться?
— помогать ребенку сосредотачиваться во время ВАЖНЫХ моментов урока
— позволять ему ОТВЛЕКАТЬСЯ в той форме, которая не нарушает учебный процесс
— помогать ребенку УСВАИВАТЬ материал с учетом неизбежных «провалов» внимания
— помогать ребенку удерживать внимание ДОЛЬШЕ, чем раньше (постепенно)
— ХВАЛИТЬ ребенка за труд удержания внимания (ему это очень трудно!)
КАК ПРИВЛЕЧЬ внимание:
— дотронуться до плеча, погладить по голове, подвинуть к ребенку нужный учебный предмет, показать в его тетради/учебнике нужное место, выразительно посмотреть, показать взглядом, улыбнуться, подмигнуть, нахмуриться, изобразить мимикой, молча сказать ребенку одними губами, подойти и встать рядом, опереться на стол рядом с ребенком, и др.
— показать условный знак (по договоренности с ребенком), означающий «вернись к заданию»
— назвать ребенка спокойно по имени, повторить задание, которое не услышал или не понял
— дать ребенку индивидуальное задание на карточке, положить его перед ним
— подозвать ребенка к себе и тихо уточнить, есть ли у него вопрос или просьба, или дать задание
— похвалить ребенка, особенно неожиданно
— универсальные способы привлечения внимания, которые используют изготовители рекламы: изменение громкости речи, модуляция, эмоциональность, яркость, необычность, неожиданность, юмор, и др.
КАК ДОНЕСТИ материал:
— повторять важное несколько раз в разное время урока (с учетом колебаний внимания)
— объяснять важное короткими фразами
— давать инструкции по одной (не больше двух, максимум)
— разбивать длинные задания на части
— использовать сочетание разных форм подачи: звуковую, письменную, графическую, образную
— голосовые задания, инструкции дублировать в письменной/графической форме
— эмоционально насытить сам учебный материал (по форме и по содержанию)
— поощрять просьбы повторить, вопросы типа «я не понял, объясните, пожалуйста»
ПОМОГАЕТ меньше отвлекаться:
— если ребенок сидит за первой партой, близко к учителю и к доске, не видит перед собой других учеников
— сидит один за столом или рядом со спокойным ребенком
— рядом нет окна с хорошим обзором интересного
— на парте нет лишних вещей
— поощрение за чистоту на парте (отсутствие лишних предметов)
— визуальная поддержка того, о чем говорит учитель
— в классе минимум постоянно висящих таблиц, экспонатов и других предметов
— переключение на двигательную активность (каждые 15-20 мин.)
— ЕСТЬ договоренность с учителем, как МОЖНО отвлекаться (что делать, когда устал)
КАК МОТИВИРОВАТЬ ребенка на управление вниманием:
— замечать и хвалить, когда он сосредоточен
— замечать и хвалить, когда он работал дольше, чем обычно, не отвлекаясь
— спокойно реагировать на отвлечения ребенка (по возможности – не реагировать вообще)
— замечать и хвалить, когда он сам вернулся к работе после отвлечения
— подтверждать, что ребенку трудно удерживать внимание долго, и что у него получается это делать лучше, чем раньше
КОРОТКО самое ВАЖНОЕ:
— относиться спокойно к тому, что ребенок отвлекается
— спокойно возвращать его, когда это нужно, помогать восстановить пропущенное
— намеренно делать перерывы в работе
— хвалить ребенка, когда он старается удерживать внимание
— хвалить себя за то, что вы — классный профессионал и большая/ой молодец!
(Если вы это читаете, то иначе и быть не может. А детям вашего класса — очень повезло!)
Часть 10 (заключительная).
Фактор № 5. Успешность.
Ощущение успешности у ребенка в школе обычно складывается из переживаний собственной «хорошести» и «умелости». Я хороший в школе – если ко мне хорошо относятся учителя и одноклассники. Я умелый, способный, умный – если у меня получается выполнять школьные задания, и меня за это хвалят.
1. «УМЕЛОСТЬ»
Успешность ребенка с СДВГ в учебе во многом зависит от помощи учителя, который понимает и компенсирует СДВГ-дефициты ребенка и поддерживает его учебную мотивацию.
Учебная мотивация. КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОГАТЬ?
• компенсировать СДВГ-дефициты ребенка на уроках: помогать ему удерживать внимание, возвращать к учебному процессу, давать четкие выполнимые задания, делать перерывы в однообразной деятельности, позволять ребенку больше двигаться, поощрять его в проявлениях самоконтроля и произвольного внимания (подробнее см. Факторы 2, 3, 4)
• стараться всегда сразу оценивать выполненные ребенком работы (д/з, на уроке)
• замечать и поощрять желательное поведение
• по возможности игнорировать нежелательное поведение (не нарушающее общий процесс)
• давать в 3 раза больше положительных отзывов, чем отрицательных
• похвала должна быть конкретной, чтобы ребенок понимал, какое поведение повторять
• хвалить, если справился даже с небольшим заданием
• поощрять за прикладываемые усилия, а не только за результат
• при оценивании письменных работ не снижать баллы за неаккуратность
• допускать уменьшение объема задания или увеличение времени на его выполнение
• предлагать дополнительные задания одаренному ребенку с СДВГ
• сокращать объем письменных заданий, требующих рукописного ввода (на уроке и в д/з)
• устно поддерживать ребенка, выражая уверенность в том, что он может справиться с заданием
• создавать ситуации успеха, особенно – неожиданные для ребенка
• давать ребенку возможность проявлять его компетентность в разных вопросах
• предлагать ребенку индивидуальные задания в области его компетенции, специального интереса (интересов)
• рассказывать родителям о достижениях, успехах ребенка, отмечать его продвижение, усилия, обращать внимание на его способности
2. «ХОРОШЕСТЬ»
Отношение учителя в начальной школе – определяющий фактор самочувствия ребенка и его учебной мотивации. Подробнее об этом см. Фактор 1 «Симпатия».
Успешность в коллективе – болезненная тема для большинства детей с СДВГ. Без поддержки учителя (учителей) многие дети вынужденно оказываются в роли изгоев, «шутов» или «хулиганов».
Отношения с одноклассниками. КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОГАТЬ?
• ваше доброжелательное, терпеливое, уважительное отношение к ребенку с СДВГ дает другим детям пример такого отношения. Напротив, ироничный насмешливый учитель, сравнивающий детей друг с другом, всегда создает условия возникновения травли в своем классе!
• если от вас исходит установка, что все люди разные, и это нормально, и то, что легко дается одному, требует оказания помощи другому — это снимает много вопросов о «справедливости» и «равенстве» в учебных требованиях к детям и помогает выстроить атмосферу взаимопомощи в классе
• ребенок с СДВГ испытывает трудности в общении со сверстниками. Часто возникают конфликты и недопонимание. Импульсивные взрывные эмоциональные реакции ребенка с СДВГ отпугивают детей и вызывают насмешки, агрессию с их стороны. От вас может потребоваться немало терпения, такта и мужества, чтобы выдерживать неприятные и порой опасные ситуации и выполнять медиаторскую функцию помощи и поддержки обеих сторон.
• ваши прямые подсказки ребенку, как вести себя в той или иной трудной ситуации взаимодействия, помогают ему учиться адекватному общению с одноклассниками
• положительный опыт общения с одноклассниками важно наращивать хотя бы по крупицам: поощрять элементы помощи и поддержки друг другу; сажать ребенка или ставить в пару с тем, с кем у него есть контакт; замечать и хвалить ребенка, если у него получилось присоединиться к общей игре и не разрушить ее сразу; приветствовать желание ребенка сделать что-то для других; поощрять его в проявлениях дружелюбия, заботы, интереса к другим детям, подсказывать более адекватные способы выражения симпатии
• одноклассники будут охотнее проявлять симпатию, терпимость и дружелюбие к ребенку с СДВГ, если вы замечаете и поддерживаете такое поведение
• вы можете специально создавать ситуации успеха – это повышает статут ребенка в классе. Опора за способности ребенка – речевые, творческие, театральные, эмпатические, организаторские, физические, интеллектуальные – может помочь вам «направить энергию в мирное русло» и дать ребенку возможность ярко проявлять себя в школе, не нарушая учебного процесса.
КОРОТКО самое ВАЖНОЕ:
Ребенок с СДВГ будет хорошо и с удовольствием учиться у учителя, который:
• доброжелательно и уважительно к нему относится (см. Фактор 1 )
• помогает ему в отношениях с одноклассниками
• оказывает помощь в учебе, с учетом СДВГ-дефицитов (см. Факторы 2, 3, 4)
• часто хвалит и поддерживает его в учебе и в общении
Правила эффективного подкрепления (к чему можно стремиться):
• хвалить содержательно, за конкретное поведение или задание
• хвалить сразу, не откладывая
• хвалить за усилие, а не только за результат
• замечать хорошее и игнорировать плохое поведение (если возможно)
• на 1 негативный отзыв – минимум 3 положительных
• выбрать для себя самое неприемлемое поведение ребенка – и контролировать только его
• рассказывать о достижениях ребенка другим людям, особенно – его родителям!
При сочетании переживания «хорошести» и «умелости» ребенок с СДВГ будет вести себя и учиться настолько хорошо, насколько ему позволит его СДВГ-симптоматика!
А вы совершенно адекватно будете чувствовать себя хорошим и компетентным учителем!
КОНЕЦ.
ПОСТСКРИПТУМ. УЧИТЕЛЮ.
PS: Конечно, ВСЕ эти рекомендации невозможно выполнять все время! Это и не нужно. Выберите для себя то, что не требует от вас чрезмерных усилий и начните это практиковать – тогда, когда сможете. Потом добавьте еще что-то. А многое, скорее всего, вы делаете уже сейчас – иначе вас не заинтересовал бы этот текст!
Если что-то из предложенного поможет вам в вашей работе, от этого выиграют все: вы, ребенок, его родители, его одноклассники.
Спасибо вам за ваш труд!
• • •
Автор: Жилина Элина, март 2024.