СДВГ-шпаргалки для учителя. Часть 7. Фактор 2: Ручная доступность.

Частая ошибка или вынужденная мера уставшего учителя — посадить ребенка с СДВГ на заднюю парту. Чтобы не отвлекал других своей активностью и проделками. Чтобы ему труднее было отвлекать учителя и нарушать учебный процесс. Чтобы — с глаз долой. Потому что сил больше нет… 

Обычно это приводит к тому, что учитель совсем теряет контроль за учеником. А тот, в свою очередь, полностью выпадает из учебного процесса. Он либо смиряется, занимаясь своими делами, либо изо всех сил старается обратить на себя внимание — чаще всего, уже не учебой. 

Чем плоха задняя парта для невнимательного общительного ребенка с трудностями самоконтроля?

 — у него перед глазами — весь класс, огромное количество отвлекающих моментов

— учитель и доска — в максимальном отдалении, удерживать на них внимание невозможно

— учитель не видит учебных затруднений и отвлечений ребенка, не помогает ему, — ребенок выпадает из процесса

— рядом только одноклассники, до учителя не докричаться, — ребенок начинает общаться с соседями

— ребенку скучно, он пытается развлечь себя и класс

— ребенок может заняться чем-то опасным, и учитель этого не заметит.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Выход один: держать ребенка буквально “под рукой”. На ближайшей к учителю парте. Так, чтобы была возможность в нужный момент:

* молча дотронуться до его плеча, когда он отвлекся и смотрит в окно

* погладить по голове, поощряя или успокаивая

* показать в его учебнике место, которое он потерял

* отодвинуть с края пенал, который вот-вот упадет и громко рассыплет свое содержимое

* заметить, что ребенок закончил задание раньше, и молча дать ему что-то интересное

* незаметно для других обменяться понятными вам сигналами (например — да, можешь выйти в туалет) 

* посмотреть прямо в глаза ребенку и мимикой показать, что вы от него сейчас хотите или как относитесь к происходящему 

* пожать ему руку за достижение

* подойти совсем близко и постоять рядом, продолжая урок

* протянуть ребенку материалы для раздачи детям

* позволить ребенку быть первым в помощи вам, если вдруг что-то упадет, или нужно повесить на доску, или стереть/написать, или передвинуть предмет, и т. п. 

* и многое другое. 

Вы можете представить, как все эти “мелочи” работают на уроке и помогают ребенку контролировать себя, особенно если есть фактор 1 — симпатия?! 
Конечно, это тоже затратно для учителя. Но при таком подходе силы вкладываются в «приручение» с последующим улучшением ситуации. А отдаление ребенка чревато постоянной, хронической борьбой с разрушительными последствиями.

Есть еще один важный момент. Контролируемое учителем (и поэтому успешное) сидение ребенка на виду у всего класса повышает его статус в коллективе, его популярность. При условии, что вы проявляете к нему спокойную симпатию и поддержку. 

А это значит, ему не нужно будет тратить массу усилий и энергии на то, чтобы эту популярность завоевать (по-хорошему или по-плохому). Значит, ему будет хорошо в классе, и он сможет на уроках заниматься учебой. 

Что нам и нужно! 

ВАЖНО:
родители имеют право взять у невролога и принести в школу справку с рекомендацией сажать ребенка не далее второй парты. Такие рекомендации при СДВГ законны, и их выполнение в школе обязательно, так же как и для детей с нарушениями зрения. Если вам нужно дополнительное основание для размещения ученика с СДВГ рядом с собой, можно предложить родителям взять у врача такую справку. 

Иллюстрация: кадр из м/ф «На задней парте», 1978.

«СДВГ-шпаргалки» Части 1-6

Добавить комментарий