СДВГ-шпаргалки для учителя. Часть 9. Фактор 4: Контроль внимания.

ВАЖНО:
• Никто не может быть сосредоточенным все время!
• Колебания внимания – естественный процесс: сосредоточенность-невнимательность-сосредоточенность-невнимательность-…
Во второй фазе происходит необходимое восстановление, отдых. Без второй фазы — невозможна первая!
• У взрослых период сосредоточенности максимально длинный, у детей – короче, у детей с СДВГ – маленький (10-15 мин. в начальной школе). Если дети в стрессе, устали, нездоровы, душно – он еще сокращается.
• Ребенок НЕ МОЖЕТ стать внимательным одним усилием воли или по собственному желанию!
• Учить удерживать внимание – можно и нужно! Это навык, его можно развивать. Но вредно ожидать и тем более требовать от ребенка невозможного!

ЧТО ДЕЛАТЬ учителю?

Давайте сначала определимся, что учителю НЕ нужно делать:
1. Нам НЕ нужно стараться сделать так, чтобы ребенок был сосредоточен в течение всего урока!
Если он не будет отвлекаться, он не сможет быть сосредоточенным! У него не хватит на это психических сил!
2. Нам НЕ нужно сердиться на ребенка и на себя за то, что ребенок часто отвлекается на уроке! Это нормально, никто не виноват.
3. Нам НЕ нужно ругать ребенка за то, что у него дефицит произвольного внимания! (Он сам рад бы не иметь этой особенности своего головного мозга!)

Что нам НУЖНО? К чему стремиться?
— помогать ребенку сосредотачиваться во время ВАЖНЫХ моментов урока
— позволять ему ОТВЛЕКАТЬСЯ в той форме, которая не нарушает учебный процесс
— помогать ребенку УСВАИВАТЬ материал с учетом неизбежных «провалов» внимания
— помогать ребенку удерживать внимание ДОЛЬШЕ, чем раньше (постепенно)
— ХВАЛИТЬ ребенка за труд удержания внимания (ему это очень трудно!)

КАК ПРИВЛЕЧЬ внимание:
— дотронуться до плеча, погладить по голове, подвинуть к ребенку нужный учебный предмет, показать в его тетради/учебнике нужное место, выразительно посмотреть, показать взглядом, улыбнуться, подмигнуть, нахмуриться, изобразить мимикой, молча сказать ребенку одними губами, подойти и встать рядом, опереться на стол рядом с ребенком, и др.
— показать условный знак (по договоренности с ребенком), означающий «вернись к заданию»
— назвать ребенка спокойно по имени, повторить задание, которое не услышал или не понял
— дать ребенку индивидуальное задание на карточке, положить его перед ним
— подозвать ребенка к себе и тихо уточнить, есть ли у него вопрос или просьба, или дать задание
— похвалить ребенка, особенно неожиданно
— универсальные способы привлечения внимания, которые используют изготовители рекламы: изменение громкости речи, модуляция, эмоциональность, яркость, необычность, неожиданность, юмор, и др.

КАК ДОНЕСТИ материал:
— повторять важное несколько раз в разное время урока (с учетом колебаний внимания)
— объяснять важное короткими фразами
— давать инструкции по одной (не больше двух, максимум)
— разбивать длинные задания на части
— использовать сочетание разных форм подачи: звуковую, письменную, графическую, образную
— голосовые задания, инструкции дублировать в письменной/графической форме
— эмоционально насытить сам учебный материал (по форме и по содержанию)
— поощрять просьбы повторить, вопросы типа «я не понял, объясните, пожалуйста»

ПОМОГАЕТ меньше отвлекаться:
— если ребенок сидит за первой партой, близко к учителю и к доске, не видит перед собой других учеников
— сидит один за столом или рядом со спокойным ребенком
— рядом нет окна с хорошим обзором интересного
— на парте нет лишних вещей
— поощрение за чистоту на парте (отсутствие лишних предметов)
— визуальная поддержка того, о чем говорит учитель
— в классе минимум постоянно висящих таблиц, экспонатов и других предметов
— переключение на двигательную активность (каждые 15-20 мин.)
— ЕСТЬ договоренность с учителем, как МОЖНО отвлекаться (что делать, когда устал)

КАК МОТИВИРОВАТЬ ребенка на управление вниманием:
— замечать и хвалить, когда он сосредоточен
— замечать и хвалить, когда он работал дольше, чем обычно, не отвлекаясь
— спокойно реагировать на отвлечения ребенка (по возможности – не реагировать вообще)
— замечать и хвалить, когда он сам вернулся к работе после отвлечения
— подтверждать, что ребенку трудно удерживать внимание долго, и что у него получается это делать лучше, чем раньше

КОРОТКО самое ВАЖНОЕ:
— относиться спокойно к тому, что ребенок отвлекается
— спокойно возвращать его, когда это нужно, помогать восстановить пропущенное
— намеренно делать перерывы в работе
— хвалить ребенка, когда он старается удерживать внимание
— хвалить себя за то, что вы — классный профессионал и большая/ой молодец!
(Если вы это читаете, то иначе и быть не может. А детям вашего класса — очень повезло!)

Автор: Жилина Элина.

Продолжение следует.
«СДВГ-шпаргалки»: предыдущие части

Добавить комментарий