СДВГ-(фи)шки. Ругать — бесполезно.

Ругать-бесполезно.

Парадокс: дети легче учатся тому, за что их хвалят — и за что ругают. Не легче «отучаются» от того, за что их ругают — нет-нет, именно легче учатся. Точнее, закрепляют это поведение. Потому что и в том и в другом случае — когда мы хвалим и когда ругаем за какое-то поведение, — оно получает подкрепление. Позитивное — в первом случае, негативное — во втором, но — подкрепление, в обоих. Это ужасно. Потому что вывод из этого — очень трудный для выполнения: стараться так реагировать, чтобы это не было негативным подкреплением. Как? Ругать — подкрепляем, наказывать — подкрепляем, говорить о том, как сильно нас это расстраивает — подкрепляем (хотя уже чуть меньше). Что делать-то?

Так это с «обычными» детьми. А с СДВГ-шками еще круче. Они получают так много критики от окружающих, что перестают на нее реагировать, даже не слышат. Отключаются. И если что-то из наших возмущенных «педагогических воздействий» до их внимания доходит — это обычно что-то оочень эмоциональное. Соответственно, наиболее подкрепляющее. Подкрепляющее то самое поведение, которым мы возмущаемся.

Но. Есть у наших СДВГ-шек и другая особенность. Как бы противоположная. У них повышенная чувствительность к похвале, поддержке, принятию. Возможно потому, что это обычно в дефиците. Мы чаще их ругаем, чем хвалим. А может по каким-то физиологическим, неврологическим особенностям. Но это факт: СДВГ-шка гораздо чувствительнее к похвале, чем к критике. И это то, что помогает им выживать. А нам — помогает им помогать.

Практический вывод из этого парадокса я сама еще не освоила, к сожалению:

— стараться это игнорировать негативное поведение или озвучивать его как факт, без лишних эмоций

— замечать и хвалить ребенка за любое продвижение, за попытки делать по-другому, даже если не получилось, за само усилие, желание.

И намерение ценим, и предложение хвалим, и дела приветствуем.

Научиться бы.

Жилина Элина

апрель 2019

Добавить комментарий