СДВГ-(фи)шки. Гиперактивность.

Гиперактивность детей с СДВ(Г).

Последняя буква в аббревиатуре СДВГ может означать Гиперактивность, а может — Гипоактивность. А еще «Г» в диагнозе может вообще не быть. Остается СДВ — синдром дефицита внимания. Тем не менее, хотя бы некоторые из перечисленных ниже особенностей мы можем найти у каждого СДВ(Г)-шки. А у ребенка с преобладанием гиперактивности в синдроме — найдем почти все.

☄ Чрезмерно подвижный ребенок.

Исследования показывают, что гиперактивный ребенок в среднем делает в 3-5 раз больше движений, чем «обычный». Это в том случае, когда деятельность предполагает относительное двигательное спокойствие: нужно что-то делать сидя, стоя на месте, лежа. В общем, почти все школьные занятия, часть детсадовских и много ежедневных бытовых. Но! Во время спортивных занятий, подвижных игр и т.п. СДВГ-шки не отличаются по объему двигательной активности от других детей. Просто они не могут сидеть, стоять, лежать. Спокойно.

☄ «Лишние» движения

Когда ребенку нужно сидеть, стоять, лежать, когда он пытается рисовать, писать, думать, есть, слушать — он одновременно с этим:

— качается на стуле, болтает ногами, оглядывается, вертится, вертит в руках, барабанит по столу, что-нибудь ковыряет, теребит, грызет, покусывает, гримасничает, и т.д.

Есть гипотеза, что двигательная активность помогает ребенку с СДВГ активизировать свою умственную деятельность. Т.е. что эти движения помогают им думать.

☄ Повышенная разговорчивость

Это то, что не сразу приходит в голову, когда речь идет о гиперактивности. Но «говорит, как радио, не выключаясь» — одно из ее проявлений. Причем оно встречается и у детей с дефицитом внимания без выраженной гиперактивности. Как это выглядит:

— ребенок в принципе много говорит. Комментирует. Рассуждает. Фантазирует вслух. Спрашивает. Не дослушав ответ, уже говорит о другом. Вмешивается в разговоры. Высказывается невпопад. Спорит. Ругается. Может говорить сам с собой. Или напевать. Или издавать какие-то звуки, которые родители пением не называют. «Ну помолчи хоть минуту!» — это ему трудно.

☄ Микродвижения, навязчивые движения, тики

Ненужные для выполнения деятельности (например, письма, чтения) еле-заметные или более выраженные неконтролируемые движения пальцев рук, лицевых мышц, глаз и др. Покашливания. Подергивания. Тремор. И т. п. У всех детей с СДВГ есть те или иные невротические симптомы. Это область неврологии и психотерапии. Ребенок не может контролировать эти проявления. Если они мешают ему жить, нужна медикаментозная поддержка.

«Сиди спокойно», «стой, не вертись», «лежи, не крутись» — для наших детей это сверхтрудные задачи — потому что процессы торможения работают не очень. Они так делают не для того, чтобы вывести нас/учителей/воспитателей из себя.

Жилина Элина

апрель 2019

Добавить комментарий