Про инклюзию.

В прошлый понедельник мы с Надеждой Борисовой провели супервизию для психологов, работающих в обычных школах, детских садах и ЦППМС с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В очередной раз убедились, как со скрипом приживается идея инклюзии в наших условиях. Как она недоработана на всех уровнях. Как всем непросто.
У родителей нет информации о том, на что по закону они имеют право, с учетом особенностей ребенка. Есть много тревоги, злости, боли и отчаяния.
У учителя зачастую нет возможности и умений для оказания ребенку необходимой помощи. От этого растерянность, страх, злость, быстрое выгорание.
У администрации часто нет понимания, как реализовать особые образовательные потребности ребенка, как обеспечить организацию и финансирование сопровождения «особого» ребенка в школе, в саду. Ответственность передается любому, кто готов на себя ее взять. Часто этим последним (и первым) оказывается все тот же родитель.
Психологи пытаются помогать ребенку, семье, воспитателю, учителю, администрации — и почти всегда оказываются в ситуации конфликта интересов. Они вовлекаются в эмоциональные переживания той или другой стороны и сами начинают испытывать растерянность, злость, отчаяние и выгорать от ощущения собственного бессилия.
Один из важных моментов, к которому мы пришли на супервизии, — это необходимость выделения своей зоны ответственности и постановки реалистичных целей помощи, в хорошем варианте — с ориентацией прежде всего на интересы ребенка. Ребенка, которому так нужно быть принятым в нашем неприспособленном к его особым потребностям миру.
Было очень радостно находиться в теплой атмосфере неравнодушных грамотных специалистов, заинтересованных и человечных.
Спасибо всем участникам супервизии и коллегам (в широком смысле) из ППМС-центра «Развитие» и ЧУСО «Детская деревня — SOS» за доверие, сотрудничество и интересный опыт!


Иллюстрация: Гурам Хецуриани «Март».

Добавить комментарий